Для родителей
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге.
Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Как привить любовь к книгам?
Детская болезнь XXI века — пропал интерес к книге. В век интернета дети перестают читать и скоро перестанут совсем. Можно ли привить ребёнку любовь к чтению? Можно, но результат будет успешным только в том случае, если родители не давят, а… сами подают пример. Читающие дети чаще всего вырастают у читающих родителей.
Приучить ребёнка к чтению и заставить его читать — две разные задачи. Мы рекомендуем отказаться от второй и сосредоточиться на первой. Можно, конечно, заставлять читать и из-под палки — подкупом, уговорами, разрешением смотреть телевизор за каждые прочитанные 10 страниц… Но как только ваше чадо немного подрастет, книги будут отброшены и забыты как способ угнетения, а ваши сын или дочь прочно усядутся в компьютерном кресле.
Читать детям можно и нужно с младенчества. Маленькие дети любят книги, для них это — развлечение, интересные истории, красивые картинки и просто успокаивающий звук маминого голоса. Книги для самых маленьких обязательно должны содержать красочные иллюстрации и короткие понятные истории. Сейчас книги для самых юных читателей — нередко выполняют ещё и функцию игрушек. В них могут быть завязки, аппликации и отверстия, в которые можно просунуть пальчики. В этом нет ничего плохого, такие книги-игрушки приучают ребёнка к тому, что любая книга — интересный мир, наполненный приключениями.
Каждому возрасту — свои книги. Конечно, мама и папам хотелось бы поскорее перейти к интересным и содержательным книгам про Буратино, Мумми-троллей или Пеппи Длинный чулок. Эти истории они помнят и любят с собственного детства. Но маленький ребёнок ещё не способен осмыслить такие сложные сюжеты. Каждый малыш должен пройти через короткие стишки, потешки и адаптированные варианты народных сказок.
Близкие герои
Сюжеты и герои книг должны быть интересны ребёнку. В раннем возрасте любимыми героями обычно бывают животные или ожившие игрушки. Позже становятся интересны книги о сверстниках. Хорошо, если герой книги побывает в знакомых ребёнку ситуациях: в детском саду, у врача, в зоопарке, в песочнице.
Как приучить ребёнка читать самостоятельно, когда он теоретически уже умеет это делать, но не хочет? На эту тему можно писать целые научные труды. К каким только хитростям не прибегают родители: «Страничку я — страничку ты», «Прочтёшь рассказ сам — получишь конфету»… Один из самых коварных и действенных приёмов — остановиться на самом интересном месте и уйти под предлогом срочных дел: нужно позвонить на работу, развесить белье, выключить кипящий суп. Но это сработает только в том случае, если книга по-настоящему интересна вашему чаду. Поэтому выбирайте те истории, которые кажутся ему захватывающими, а не те, которые вы считаете полезными и обязательными к прочтению.
Собственный пример
Наверное, один из самых важных факторов. О том, что по-настоящему интересно, а не «полезно» или «нужно», ребёнок узнаёт на примере взрослых. В семьях курильщиков, как бы ни скрывалась родителями тяга к сигаретам, чаще всего вырастают курящие подростки. Запретное удовольствие оказывается самым привлекательным. Если после работы вы усаживаетесь за ужин с газетой или включаете телевизор, ребёнок быстро понимает, что по-настоящему интересны телевизор и журналы, а книги — это скука и обязаловка. Люди, которые по-настоящему любят читать, вспоминают, что часто видели своих родителей с книгой — в кресле вечером, на даче и даже за едой, хоть это и не слишком полезно.
Обсуждайте прочитанные книги с ребенком
Пусть он видит ваш интерес к прочитанной истории. Навыки пересказа, изложения своими словами развивают мышление, да и в школе очень пригодятся. Совместное чтение вслух по вечерам — хорошая традиция, которую стоит сохранить и после того, как ребёнок научился самостоятельно читать.
ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК ПЛОХО ЧИТАЕТ
Ребенок плохо читает, не любит читать. Это очень огорчает родителей, поскольку чтение — главное умение человека в жизни. Навык чтения — залог успешного учения. Как же помочь ребенку?
Работу по обучению чтению младших школьников следует вести по следующим направлениям:
собственно обучение чтению – формирование и совершенствование навыка чтения, обучение восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности;
получение ребенком литературного знания.
Становления навыка чтения непростой и длительный процесс. Поэтому особенно важно развить у ребенка интерес к содержанию и процессу чтения. Малышу следует предоставить право выбора материала для чтения в зависимости от его увлечений, настроения, самочувствия.
Для развития интереса чтения важно поддержать в ребенке веру на успех. Этому способствует самозамер скорости чтения. Ребенок в течение одной минуты читает, отмечает, до какого слова дочитал, пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневник изо дня в день. Сравнение результатов через неделю свидетельствует об увеличении скорости чтения.
При чтении ребенок должен испытывать максимальную комфортность, а сам процесс чтения протекал в доброжелательной атмосфере.
Не стоит заставлять ребенка дольше сидеть за книгой, нельзя сердиться. Пусть ребенок читает вслух недолго. Намного эффективнее, если домашняя тренировка будет проводиться ежедневно несколько раз по пять минут путем пересказа ребенком прочитанного материала, и еще раз перед сном.
Полезно читать вместе с ребенком («хором»). Если ребенок следит глазами за выразительным неторопливым чтением взрослого или вполголоса читает вместе с ним, то скорость восприятия и чтения увеличивается.
Детей первого-второго классов следует учить чтению по щадящему режиму. Малыш читает одну-две строчки и отдыхает. Иллюстрации в данном случае помогают передохнуть и подготовиться к восприятию прочитанных предложений.
Чтобы приучить детей самостоятельно читать, полезно использовать следующий прием. Взрослый читает ребенку вслух и прекращает чтение на самом интересном месте. Увлеченный желанием узнать, что произойдет дальше, ребенок продолжает чтение самостоятельно. Позже обязательно спросите, о чем он прочитал, похвалите за самостоятельность. Можно рассказать ребенку эпизод из произведения и вместо ответа на вопрос: «А что же дальше?» дать ему книгу.
Очень полезно практиковать домашнее чтение вслух. При этом читать надо вместе с ребенком по 20-30 минут. О прочитанных книгах нужно разговаривать, размышлять.
Внимание, поддержка, заинтересованность родителей в успехе сына или дочери прибавят ребенку уверенности и воодушевления. Доброжелательная, спокойная обстановка в доме помогает справиться с трудностями в учении.
КНИГА В ВАШЕМ ДОМЕ
В каждом доме должен быть уголок чтения. «Личную» библиотеку школьника комплектовать нужно в зависимости от интересов, возраста. Формируя читательский интерес у них, следует позаботиться, чтобы они читали разножанровую литературу: сказки, приключения, научную фантастику, стихи, юморески, повести, басни.
Что же желательно иметь в личной библиотеке младшему школьнику? Прежде всего справочные издания, где можно навести справку при подготовке рефератов, сообщений. Полезно приобрести научно-популярную и научно-художественную литературу по программе школьного обучения, словари, атласы.
В уголке чтения обязательно должны быть любимые детьми художественные произведения. Может быть, это подаренные с памятной надписью книги, рассказы о любимом животном или героях приключенческих повестей. Главное, чтобы ребенок относился к книгам бережно, перечитывал их. Должны быть и книги, помогающие ему развить свои способности или связанные с его увлечением.
Приучать к книге следует постепенно, наращивая сложность чтения. При этом важно научить детей делиться своими впечатлениями и сомнениями.
Прежде чем приобретать книгу для домашней библиотеки, следует ознакомиться с содержанием: прочитать аннотацию, просмотреть несколько страниц, обратить внимание на иллюстрации.
На первых порах целесообразнее покупать небольшие по объему книжки с большими рисунками, стараться, чтобы дети запоминали автора и название книги. Приучайте детей при самостоятельном чтении фиксировать возникшие вопросы, интересные места из книги.
Детям следует дать право самостоятельно определить круг своего чтения, необходимо учитывать половые различия детей. Для заинтересованности ребенка чтением желательно проводить литературные игры: угадывание произведения по словам (иллюстрациям), разгадывание «хитрых» вопросов).
Чтобы помочь ребенку ориентироваться в мире книг, выбрать определенную книгу для чтения, следует хоть изредка посещать вместе с ним детскую библиотеку, книжные магазины.
Наличие книг в доме или запись ребенка в библиотеку не гарантирует, что он будет любить читать. Только организация родителями условий для чтения, совместное семейное чтение поможет сформировать читательский интерес у детей.
Мы в соцсетях & RSS