Лето 2024

 

Летние каникулы – особая и долгожданная пора, пора полноценного отдыха и незабываемых впечатлений. Важно, чтобы дети провели их ярко, интересно, насыщенно, набрались сил и энергии для нового учебного года.

А помогут осуществить это наши  детские  оздоровительные лагеря, которые каждое лето открывает двери для учащихся нашей школы.

 

 

Родительская оплата за путевку в летний лагерь с дневным пребыванием в 2023/2024 учебном году

 

п/п     

Возраст          

Сумма           

Питание

1.

6-10 лет

45.00

4.62

2.

11-13 лет

50.00

5.37

3.

14-17 лет

55.00

5.85

 

 

 

Родительская оплата за путевку в летний лагерь с круглосуточным пребыванием в 2023/2024 учебном году

п/п

Возраст

Сумма

Питание

1.

6-10 лет

30.00

7.27

2.

11-13лет

35.00

7.52

3.

14-17 лет

40.00

7.84

 

 

 

Азбука безопасности

 

Правила поведения на солнце и воде

Осторожно! Ядовитые растения!

Правила поведения с электроприборами

Правила поведения при пожаре

Опасность дыма

Правила разведения костров

Личная безопасность

 


Безопасное лето!

За окном весна, а это означает, что уже скоро наступит долгожданные летние каникулы. У детей появится много свободного времени, которое они будут проводить на улице. А мир полон опасности, но это не означает, что детишкам нужно днями сидеть дома играть в телефон или компьютер, когда их сверстники наслаждаются хорошей погодой. Игры, встречи с друзьями это все сопряжено с передвижением детей. К сожалению, не у всех родителей есть возможность постоянно находиться со своими детьми. А вот возможность позаботиться о безопасности ребенка есть у каждого, ведь для этого нужна элементарная предусмотрительность.

        Рекомендации от спасателей:

Что делать если начался пожар

1. Вызывайте спасателей по телефону "101" или "112", если Вы не справились с загоранием за 2-3 минуты, так как дальнейшая потеря времени приведет к его развитию.

Назовите диспетчеру адрес, место пожара, сообщите о наличии в здании людей, угрозы ближайшим строениям.

2. Немедленно покиньте квартиру, дом. По возможности плотно закройте дверь в горящее помещение - это не даст огню распространиться.  

3. Эвакуируйте жильцов, соседей. Помогите престарелым и несовершеннолетним.

4. По возможности обесточьте дом, отключите газ, если Вы живете в частном секторе.

5. Встречайте подразделения МЧС, сообщите, остались ли в здании люди, что горит, где горит.  

Если:

 - покинуть жилье не удалось – выходите на балкон, привлекайте внимание прохожих;

 - выйти невозможно из-за сильного дыма – проложите дверные щели мокрыми тряпками, лучше по периметру двери, - это не даст задымлению и высокой температуре быстро распространиться по Вашей квартире.

Что делать если разбился градусник

1.Удалить из комнаты всех посторонних и выключить все, что повышает температуру воздуха. Можно открыть окно, но важно следить, чтобы ни в коем случае не возник сквозняк.

2.Переодеться в вещи, которые будет не жалко выбросить. Отдать предпочтение материалам, которые ничего не впитывают. На руки надеть резиновые перчатки, на лицо - тканевую повязку, на ноги - бахилы.

3.Приготовить емкость с раствором хлорсодержащего отбеливателя «Белизна» (из расчета 1 л «Белизны» на 5 л воды) либо раствор марганцовки (1 г на 8 л воды), если у вас имеется возможность ее достать.

4.Взять мокрую кисточку, шприц с тонкой иглой, плотную картонку, лейкопластырь и емкость с водой или раствором из пункта 3 с крышкой. Средние и маленькие шарики втянуть в шприц, большие закатать кисточкой на картонку и вылить в банку. Самые маленькие убрать пластырем, аккуратно наклеивая их на поверхность. Сбор капель - от периферии к центру помещения.

Чтобы лето запомнилось нам надолго                     

Дети и опасность – всегда рядом: любознательность, активность и отсутствие страха у ребенка часто «притягивают» к нему беду.

Наступили теплые и даже жаркие деньки, поэтому нет ничего удивительного, что большую часть своего свободного времени мы стремимся провести у водоёмов – ведь это отличная возможность совместить приятное с полезным: и поплавать, и позагорать, и воздухом свежим «надышаться». К сожалению, отдых у воды не всегда приносит только радость - купальный сезон начался не так давно, а сводки уже пополнились новыми жертвами «водной стихии». За прошедшие выходные в Минском районе погибло уже 3 человека. Вода, как и любая стихия, не прощает ошибок и небрежности, как детям, так и взрослым.

Проводя время у воды, к любым неожиданностям нужно быть готовым как физически, так и психологически. И здесь важно научиться контролировать себя в непредвиденных обстоятельствах, не позволять страху овладеть собой. Помните, как только Вы успокоитесь и соберетесь, выход из ситуации, даже чрезвычайной, найти будет гораздо быстрее и проще!

В жаркую погоду для человека существует угроза повышения температуры тела и ухудшение самочувствия. Может произойти перегревание, обезвоживание организма, развитие солнечного или теплового удара, обострение сердечно-сосудистых заболеваний.

Поэтому рекомендуется меньше находиться под прямыми солнечными лучами. Если это неизбежно, то надевайте головные уборы. Нужно употреблять как можно больше жидкости. Дополнительно защищать глаза с помощью солнцезащитных качественных очков. На кожу наносить защитные крема. На пляже лучше находиться только до 11.00 в утреннее время, и после 17.00 – вечером.

Еще одной не маловажной опасностью для детей и их родителей являются - лесные пожары. Так как с теплой погодой большинство людей отправляются отдыхать на природу, пожарить мясо на мангале, да и просто вечером погреться у костра, а, как известно, первопричиной лесных пожаров чаще всего становятся не погодные условия: отсутствие дождей, высокая температура, сильный ветер, а человек – заядлый виновник разгула огненной стихии в лесных массивах.

ИЗУЧАЕМ, ЗАПОМИНАЕМ, ОБУЧАЕМ - НИКОГДА не разводите костры в хвойных молодняках, торфяниках, участках, прилегающих к подсохшим камышам и тростникам. Не раскладывайте костер под деревьями, у пней, в местах скопления лесного «бурелома». Слабый огонь, проникший в торфяники, под корни деревьев, в глубокую трещину между камнями, потушить очень трудно;

- не уходите от костра, не затушив его полностью. Залейте костер водой, разгребите пепел: убедитесь, что не осталось ни одной искры. Можно засыпать кострище слоем земли толщиной не менее 10 см;

- НЕ КУРИТЕ в лесу! На ходу, сидя, стоя – не рискуйте гектарами лесных угодий;

- не бросайте зажженную спичку, потушите ее (а лучше – помнить о «лесном этикете» и вообще не мусорить);

- не оставляйте бутылки – целые и разбитые – в лесу («лесной этикет» плюс безопасность): под лучами солнца обычная стеклянная бутылка превращается в зажигательную «линзу»;

- не заезжайте в лес на автомобилях и мотоциклах. Искры из глушителя могут вызвать пожар, особенно в сухом лесу с лишайниковым покровом.

Берегите себя и своих близких!

Подружитесь с водой                              

 

Вода, как и огонь, не прощает ошибок, не делает скидок на возраст и жизненный опыт – она жестоко наказывает тех, кто “не желает жить по ее правилам”…

Именно для того, чтобы отдых у воды приносил только положительные эмоции, спасатели в очередной раз напоминают: будьте предельно осторожны и внимательны у водоёмов! Соблюдайте правила безопасного поведения:

- не оставляйте без присмотра у воды детей;

- не входите в воду в состоянии алкогольного опьянения;

- отдыхайте только в специально оборудованных местах (пляжах);

- не позволяйте себе заплывать за предупреждающие знаки (буйки);

- не  ныряйте в воду с разбегу - заходите в воду постепенно, чтобы дать телу привыкнуть к перепаду температур;

- если вы много времени провели на солнце, не спешите: отойдите в тень, остыньте и только потом идите плавать;

- не стоит купаться натощак или сразу после еды. Делать это лучше часа через полтора после приема пищи.

Помните во время плавания и про чувство меры, которое многие теряют, забывая, что долгое пребывание в воде приводит к переохлаждению организма. Если Вы почувствовали озноб, надо немедленно выйти на берег.

К слову, находиться в воде рекомендуется 15-20 минут. Совершая дальние заплывы, экономно расходуйте силы, время от времени отдыхайте. Научитесь отдыхать на воде: лежа на спине или прижав колени и локти к груди и животу (поплавком). Если вы не уверены в своих силах, то держитесь поближе к берегу, чтобы в любой момент коснуться дна ногами. Ещё раз обращаем внимание на то, что категорически запрещено входить в воду в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, ни в коем случае не заходите в воду во время грозы!

Что делать, если же вы всё-таки стали тонуть? Не поддавайтесь панике. Да, держать себя в руках в данной ситуации очень сложно, но необходимо. Не барахтайтесь, успокойтесь и перевернитесь на живот или на спину, раскиньте как можно шире руки и ноги – так вы всплывете на поверхность. Лежа на животе, чтобы сделать новый вдох, поднимите голову, а затем выдыхайте в воду. Лежа на спине, дышите медленно и глубоко. Не выдыхайте до конца, в легких всегда должен оставаться воздух, он будет поддерживать вас. Руками слегка загребайте воду под себя, это тоже поможет оставаться на плаву. Немного отдохнув, плывите к ближайшему берегу.

Берегите себя и своих близких! А в случае любой чрезвычайной ситуации звоните по номеру «101» или «112»!

 

ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ 2024

(информация размещена на официальном сайте Министерства образования Республики Беларусь)

1. Необходимо соблюдать установленный режим дня лагеря, общепринятые санитарно-гигиенические (умываться, причесываться, принимать душ, одеваться по погоде, принимать душ, складывать аккуратно свои вещи и постель и т.д.). 
2. Каждый ребенок (подросток) обязан соблюдать все установленные в лагере правила, в том числе правила противопожарной безопасности, правила проведения купаний, экскурсий, автобусных поездок, походов и т.п. 
3. Ребенок (подросток) обязан находится все время вместе с отрядом (группой). При необходимости отлучиться обязательно получить разрешение своего вожатого (руководителя группы).
4. Выход за территорию лагеря допускается только с разрешения директора и только в сопровождении вожатого (руководителя группы). 
5. Каждый ребенок (подросток) и сотрудник лагеря должен бережно относится к личному имуществу - своему и других детей, имуществу в детском лагере, беречь зеленые насаждения, соблюдать чистоту. 
6. Нельзя собирать и есть незнакомые ягоды, плоды. 
7. В случае ухудшения самочувствия необходимо сообщать вожатым (руководителям группы). 
8. Необходимо соблюдать правила поведения в общественных местах - словами, действиями и поведением не мешать окружающим, не оскорблять их эстетическое чувство.
9. В лагере запрещается курить и употреблять спиртные напитки, в том числе пиво, употреблять и распространять наркотики. 
10. Необходимо бережно относиться к личному имуществу и имуществу лагеря.

ПРАВИЛА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

1. Необходимо знать план эвакуации. В случае обнаружения признаков возгорания незамедлительно покинуть здание и сообщить любому взрослому.
2. Запрещается разводить огонь в помещениях, на территории лагеря и в походах. 
3. Не разрешается пользоваться электроприборами без разрешения вожатого. 
4. В лагере курить запрещено. 
5. Легковоспламеняющиеся предметы следует сдать на хранение вожатым (руководителям группы). 
6. Не разрешается трогать провисающие, торчащие провода. О наличии таких проводов следует сообщить вожатому. 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

1. При проведении массовых мероприятий следует находиться вместе с отрядом. Отойти можно только в сопровождении вожатого. 
2. Мероприятия следует посещать в соответствующей одежде и обуви. Если это спортивные соревнования – в спортивной одежде, для праздников, конкурсов и дискотек – нарядная одежда и обувь. Если это не предполагается сценарием, нельзя появляться на мероприятиях в купальнике, шлепанцах. 
3. При проведении массовых мероприятий на открытых площадках в солнечную погоду наличие головного убора обязательно. 
4. Следует соблюдать правила этикета в общественных местах (не шуметь, не толкаться, не свистеть, не топать ногами, если это, конечно, не конкурс или спортивное соревнование и поболеть за свою команду просто необходимо). 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ АВТОБУСНЫХ ЭКСКУРСИЙ.

1. Посадка в автобус производится по команде экскурсовода (вожатого). 
2. Во время движения автобуса не разрешается стоять и ходить по салону. Нельзя высовываться из окна и выставлять руки в окно. 
3. При резком торможении необходимо держаться за поручни. 
4. В случае появления признаков укачивания или тошноты надо сразу сообщить экскурсоводу (вожатому).
5. Вставать можно только после полной остановки автобуса по команде экскурсовода (вожатого). 
6. Выход из автобуса производится через переднюю дверь. После выхода из автобуса не разбредаться, собраться в указанном месте и следовать указаниям экскурсовода (вожатого). Нельзя самостоятельно выходить на проезжую часть и перебегать улицу.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОГУЛОК (ЭКСКУРСИЙ, ПОХОДОВ).

1. К пешеходным экскурсиям допускаются дети (подростки) в соответствующей форме одежды: закрытая удобная обувь, головной убор, при необходимости длинные брюки и рубашки (кофты) с длинными рукавами. 
2. Старшим во время проведения экскурсии (похода) является экскурсовод. Необходимо строго выполнять указания экскурсовода, а также сопровождающих вожатых. 
3. Во время прогулки, экскурсии, похода следует находиться с отрядом, не разбредаться. Не разрешается отходить от маршрута (тропы, дорожки), подходить к электропроводам, не огороженным краям оврагов, ущелий, обрывов. 
4. Необходимо своевременно сообщить вожатому об ухудшении состояния здоровья или травмах. 
5. Следует уважительно относится к местным традициям и обычаям, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры. 
6. Фотографирование разрешено в специально отведенных местах при общей остановке отряда по разрешению экскурсовода. 
7. По окончании экскурсии (прогулки, похода) собраться в указанном месте и после объявления окончания экскурсии следовать указаниям своего вожатого. 
8. Покупки в магазине можно делать только с разрешения вожатого. 
9. При переходе через проезжую часть соблюдать правила дорожного движения, четко выполняя указания вожатого. 

 

Данные методические рекомендации составлены на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также сложившейся педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

 

I. Планирующая документация программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении

К планирующей документации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, относится план воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (п. 2.2 ст. 296 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

План работы является основным документом, определяющим содержание деятельности учреждения образования в течение смены.

План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, устанавливает цели, задачи, формы, методы работы и мероприятия по работе с детьми, нуждающимися в оздоровлении, разрабатывается в воспитательно-оздоровительном учреждении образования на основе программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и утверждается его руководителем (п.2 ст. 297 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

План работы воспитательно-оздоровительного учреждения образования – это программа действий всего педагогического коллектива.

План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (далее – план воспитательной работы), может иметь различную направленность в зависимости от потребностей и интересов воспитанников: план воспитательной работы профильной смены, план воспитательной работы тематической смены и др.

План воспитательной работы должен соответствовать следующим требованиям:

согласованность целей и содержания плана с нормативными, инструктивно-методическими документами, организационно-распорядительной документацией воспитательно-оздоровительного учреждения образования;

отражение важных событий в жизни государства и общества, направленность на решение социально значимых задач;

психолого-педагогическая обоснованность, системный характер дел и мероприятий;

разнообразие форм, методов воспитательной работы, их соответствие возрасту воспитанников;

учет особенностей, традиций и возможностей воспитательно-оздоровительного учреждения образования, его социального окружения;

должен предусматривать педагогически целесообразный отбор и равномерное по времени распределение мероприятий, необходимых для решения поставленных задач.

На основании плана воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, составляются:

план воспитательной работы отряда на смену (утверждается заместителем руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения образования по воспитательной работе (старшим воспитателем));

план работы отряда на день;
планы работы педагогических работников воспитательно-оздоровительного учреждения образования на смену: заместителя руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения образования по воспитательной работе, старшего воспитателя, педагога-организатора, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, педагога социального, инструктора по физической культуре и др. (в соответствии со штатным расписанием), утверждаются руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования.

 

II. Структура планирующей документации

Структура плана воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (плана воспитательной работы смены; плана воспитательной работы профильной смены; плана воспитательной работы тематической смены)

Раздел 1. Общие положения (обоснование приоритетных направлений, форм, методов воспитательной работы на смену, нормативное правовое обеспечение воспитательного процесса в течение смены).

Раздел 2. Целеполагание (цель воспитательной работы на смену, задачи, направленные на достижение цели, предполагаемые воспитательные результаты).

Раздел 3. План работы с воспитанниками по реализации поставленных задач.

В плане работы по реализации поставленных задач указываются формы работы и их названия, даты и время их проведения, место проведения, участники, ответственные исполнители.

План работы по реализации поставленных задач должен включать следующие направления;

3.1. работа по основным составляющим воспитания (ст. 17 Кодекса Республики Беларусь об образовании);

3.2. работа с детским активом оздоровительного лагеря, с членами ОО «БРПО», ОО «БРСМ»;

3.3. физкультурно-оздоровительная работа;

3.4. работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни и здоровья воспитанников;

3.5. работа с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, детьми, признанными нуждающимися в государственной защите (в случае необходимости);

3.6. психолого-педагогическое сопровождение смены;

3.7. иные направления работы в соответствии с требованиями органов управления образованием.

План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, может оформляться в текстовой, графической, а также текстово-графической формах (табл. 1).

 

Дата

Временной период

Форма работы и название

Место

проведения

Участники

Ответственные исполнители

Дата

Утро

 

 

 

 

 

День

 

 

 

 

 

Вечер

 

 

 

 

Дата

Утро

 

 

 

 

 

День

 

 

 

 

 

Вечер

 

 

 

 

Дата

Утро

 

 

 

 

 

День

 

 

 

 

 

Вечер

 

 

 

 

Дата

Утро

 

 

 

 

 

День

 

 

 

 

 

Вечер

 

 

 

 

Таблица 1

Приложением к плану воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, является циклограмма ежедневно проводимых организационно-воспитательных мероприятий.

При составлении плана воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, необходимо руководствоваться Рекомендациями по расчету примерного количества часов, используемых в оздоровительном лагере на организацию воспитательной работы(Приложение 3), Матрицей (план-сеткой)«Смена: день за днем» в воспитательно-оздоровительном учреждении образования (Приложение 4).

План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, составляется на смену, рассматривается на педагогическом совете воспитательно-оздоровительного учреждения образования, утверждается руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования.

План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, размещается на общедоступном информационном стенде.

Кроме плана воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, в воспитательно-оздоровительном учреждении образования должны быть составлены план методической работы с педагогическими кадрами, план работы с родителями (законными представителями) воспитанников, план осуществления контроля за эффективностью воспитательного и оздоровительного процессовна протяжении смены.

 

Структура плана воспитательной работы отряда на смену

План воспитательной работы отряда на смену – это программа деятельности воспитателя по созданию условий, содействующих воспитанию, развитию, оздоровлению и отдыху детей в воспитательно-оздоровительном учреждении образования.

В план воспитательной работы отряда на смену включаются отрядные и массовые мероприятия, работа по подготовке к ним, время и место проведения, ответственные воспитанники из числа отряда.

При подготовке план воспитательной работы отряда на смену необходимо учитывать следующие факторы:

специфику периода смены (организационно-адаптационный, основной, заключительный);

возрастные особенности воспитанников;

стадию формирования временного детского объединения;

количественное соотношение отрядных и общелагерных дел и мероприятий;

длительность проведения дел и мероприятий;

эмоциональную и физическую загруженность воспитанников в течение дня и смены в целом;

разнообразие и последовательное усложнение видов и форм деятельности;

направленность планируемых дел и мероприятий (социальную, педагогическую, психологическую и др.);

резервы свободного времени воспитанников.

План воспитательной работы отряда на смену должен содержать цель, задачи.

План воспитательной работы отряда на смену оформляется в форме матрицы (план-сетки). В план-сетке используется принцип деления дня на три основных временных периода: первая половина дня (утро) от подъема до 13.00; вторая половина дня (день) с 16:00 до 18:30; вечернее время (вечер) с 19:00 до 22:00 (табл. 2).

 

 

 

Дата

Временной период

Время проведения

Форма работы и название

Место

проведения

Ответственные исполнители

Дата

Утро

 

Время проведения, формы работы

 

 

 

День

 

Время проведения, формы работы

 

 

 

Вечер

 

Время проведения, формы работы

 

 

Дата

Утро

 

Время проведения, формы работы

 

 

 

День

 

Время проведения, формы работы

 

 

 

Вечер

 

Время проведения, формы работы

 

 

Таблица 2

 

План воспитательной работы отряда на смену разрабатывается воспитателем до начала смены на основе плана воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, утверждается заместителем руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения образования по воспитательной работе (старшим воспитателем).

После заезда детей план работы рассматривается и дополняется совместно с воспитанниками с учетом их предложений по проведению отрядных дел, мероприятий, игр и др. На основании составленного плана работы в отряде между воспитанниками распределяются поручения по подготовке и проведению запланированных дел и мероприятий.

 

Структура плана отряда на день

План отряда на день разрабатывается ежедневно с учетом плана воспитательной работы отряда на смену и режимных моментов.

Форма составления плана отряда на день и процедура его утверждения регламентируется в каждом воспитательно-оздоровительном учреждении образования самостоятельно.

План воспитательной работы отряда на смену и планы отряда на день фиксируются в педагогическом дневнике воспитателя, размещаются на информационном стенде в отрядном уголке. План отряда на день, размещаемый в отрядном уголке, может быть оформлен в творческой форме.

Воспитанники знакомятся с планом отряда на день во время утренней коммуникации, где организуется его обсуждение и дополнение с учетом поступающих рациональных предложений участников смены, а также распределяются поручения по выполнению составленного плана на день.

 

Структура планов работы педагогических работников воспитательно-оздоровительного учреждения образования на смену

Приложением к плану воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, являются планы работы на смену старшего воспитателя, педагога-организатора, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, педагога социального, инструктора по физической культуре и др.

Планы работы педагогических работников воспитательно-оздоровительного учреждения образования на смену предполагают следующие структурные компоненты:

цель и задачи деятельности;

ожидаемые результаты;

дата, время, формы и методы организации деятельности;

анализ деятельности (по итогам работы на протяжении смены).

Планы работы педагогических работников воспитательно-оздоровительного учреждения образования на смену утверждаются руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования.

 

По итогам работы в смене заместителем руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения образования (старшим воспитателем) оформляется рефлексивная папка, в которой размещается программно-планирующая документация смены, иные документы:

план воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении;
планы воспитательной работы отрядов на смену;

планы работы педагогических работников воспитательно-оздоровительного учреждения образования на смену;

аналитическая справка по итогам реализации программы смены;

результаты диагностики;

фотоматериалы, отражающие ход реализации программы смены;

лучшие детские работы, образцы рефлексивных методик и др.

 

1. Обеспечение пожарной безопасности при организации
палаточных лагерей
При организации палаточного лагеря руководителю субъекта
хозяйствования рекомендуется:
назначить ответственного за обеспечение пожарной безопасности
палаточного лагеря и организовать его подготовку по программе пожарно-
технического минимума, а также организовать проведение целевых
противопожарных инструктажей работников, задействованных
в функционировании палаточного лагеря (далее – персонал);
обеспечить:
наличие в палаточном лагере первичных средств пожаротушения (не
менее 2 порошковых огнетушителей с массой огнетушащего вещества не
менее 8 кг на группу палаток с количеством проживающих не более 40
человек), громкоговорителей, переносных электрических фонарей;
дежурство персонала в ночное время в палаточном лагере
с ночным пребыванием детей;
разработку и утверждение инструкции по пожарной безопасности
в палаточном лагере, содержащую в том числе обязанности персонала
и порядок их дежурства в ночное время, требования к местам хранения
легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов,
размещения костровых площадок, полевых кухонь, установки генераторов,
стоянок автомобильного транспорта, сбора детей
при возникновении загорания или пожара.
Ответственному за обеспечение пожарной безопасности палаточного
лагеря рекомендуется:
обеспечить:
соблюдение противопожарного режима, в том числе персоналом,
детьми и иными лицами, находящимися на территории палаточного лагеря;
ознакомление детей, а также персонала с требованиями пожарной
безопасности, установленными в том числе в инструкции по пожарной
безопасности палаточного лагеря;
расселение детей и персонала в соответствии с установленными
производителем нормами вместимости палаток, мобильных (инвентарных)
зданий и сооружений (далее – палатки);
персонал палаточного лагеря, задействованный в дежурстве в ночное
время, исправными переносными электрическими фонарями.
2
Палатки рекомендуется устанавливать группами (общее количество
проживающих в группе палаток не должно быть более
40 человек), при этом площадь территории, занимаемая одной группой
палаток, не должна превышать 800 квадратных метров. Стропы от палаток
растягиваются так, чтобы не мешать выходу из палаток.
Расстояние от палаток до мест размещения генераторов, полевой
кухни, мест хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей,
горючих газов и между группами палаток должно быть
не менее 15 метров, а между отдельными палатками в группе – не менее
2 метров.
Между палатками не допускается складирование
легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов, сгораемых
материалов, оборудования, стоянка транспорта.
Разведение костров, в том числе использование специальных
приспособлений для горящего угля, должно соответствовать требованиям
законодательства. Места разведения костров для приготовления пищи и
размещения специальных приспособлений для горящего угля должны
располагаться не ближе 8 метров от палаток, мест хранения
легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов, мест
установки генераторов. Костровая площадка для проведения мероприятий
должна располагаться на расстоянии не менее 50 метров от палаток.
В палатках не допускается применение открытого огня
и пиротехнических изделий, эксплуатация теплогенерирующих аппаратов,
работающих на жидком, газообразном, твердом видах топлива,
загромождение проходов и выходов. Хранение легковоспламеняющихся и
горючих жидкостей, горючих газов, пиротехнических изделий допускается
только в палатках без пребывания людей.
При размещении в палатках кроватей ширина центрального прохода
должна быть не менее 1 метра. Загромождение проходов и выходов из
палаток не допускается.
Курение курительных табачных изделий в палатках запрещается.
Не рекомендуется размещать автотранспорт в непосредственной
близости от палаток. Автотранспорт, используемый для обеспечения
палаточного лагеря, необходимо размещать на стоянке, расположенной на
расстоянии не менее 15 метров от палаток.
2. Мероприятия по предупреждению гибели людей на воде
При организации купания детей руководители организаций, своими
приказами (распоряжениями) назначают (нанимают) лицо, имеющее
соответствующие навыки в обучении плаванию и оказания первой помощи
3
утопающему (преподаватель, инструктор, тренер), ответственное за
обеспечение безопасности детей (далее – ответственное лицо).
Ответственное лицо должно разъяснять детям правила безопасного
поведения на водах, не допускать их без сопровождения к водным объектам.
Купание детей разрешается группой численностью не более
15 человек. Купание детей, не умеющих плавать, должно проводиться
отдельно, при этом все действия выполняются в сторону берега.
Ответственное лицо должно вести непрерывное наблюдение за
купающимися детьми и пресекать их действия, которые могут стать
причиной несчастного случая.
Рекомендуется применять при необходимости поддерживающие
средства (нарукавники, детские спасательные жилеты).
Во время купания группы детей запрещается:
купание и нахождение в купальне посторонних лиц;
нахождение судов в купальне, за исключением судов, используемых
для проведения аварийно-спасательных, спасательных и поисковых работ
на водах, в акватории пляжа;
проведение в купальне спортивных мероприятий.
Рекомендуется организовать разъяснительную работу с детьми и их
родителями, в части безопасного поведения на воде, в том числе по
запрещению:
подплывать к судам, плавучим объектам;
взбираться на технические и предупредительные знаки, буи, прочие
предметы;
организации игр в воде, связанных с нырянием и захватом
купающегося, а также совершением иных действий, которые могут стать
причиной несчастного случая;
плавания на спортивном инвентаре, досках, лежаках, бревнах,
автокамерах, надувных матрацах, иных предметах, а также плавания
за границами, обозначающими акваторию пляжа
прыгания в воду с судов, плавучих объектов, а также мостов, причалов,
плотин, дамб, других гидротехнических устройств и сооружений;
посещения пляжей малолетним детям без сопровождения взрослых;
купания в обводненных карьерах, мелиоративных каналах, прудах-
копанях, технологических водных объектах, в местах нахождения портов,
плотин, дамб, шлюзов, иных гидротехнических сооружениях, а также в
темное время суток;
подавать ложные сигналы тревоги и т.д.

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной работы в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в период летней оздоровительной кампании 2024 года»

МАТРИЦА (ПЛАН-СЕТКА) «СМЕНА: ДЕНЬ ЗА ДНЕМ» В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

МАТРИЦА (ПЛАН-СЕТКА) «СМЕНА: ДЕНЬ ЗА ДНЕМ»

В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД СМЕНЫ «ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ!»

 

Утро

День

Вечер

1 день смены

Заезд в оздоровительный лагерь.

Заселение Медицинский осмотр.

Организационный сбор по ознакомлению с требованиями к пребыванию и поведению воспитанников.

Методика «Я привез с собой багаж».

Экскурсия по территории ВОУО.

Хозяйственный сбор.

Личностно-ориентированные методики по изучению и выявлению интересов и способностей воспитанников.

Игры на знакомство.

Знакомство с игровой моделью смены, распределение ролей.

Старт работы почты доверия.

Организация работы родительских вайбер-чатов.

Обучающая игра по ознакомлению с правилами поведения при ЧС.

Знакомство с атрибутикой, законами, заповедями, традициями лагеря.

Вечерний огонек знакомств.

2 день смены

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Оформление отрядного места.

Старт реализации методики «Цветопись».

Отрядное дело «Пишем кодекс отряда».

Аукцион идей.

 

Игры на знакомство, сплочение ВДО, выявление лидеров.

Презентация занятий в детских объединениях по интересам.

Обучающая игра (знакомство с содержанием смены).

Старт организационно-игрового проекта (старт большой экономической игры, соревнований между отрядами, работы по системе индивидуального роста).

Разучивание ритуалов, песен.

Общелагерный костер дружбы.

Дискотека знакомств.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

3 день смены

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Деловая игра «Выборы».

Первичная диагностика интересов, направленности личности, ожиданий воспитанников.

 

Кружки/спортивные секции/клубы.

Час врача.

Деловая игра «Перспектива» (выбор органов самоуправления, планирование работы на смену, знакомство с системой ЧТП, придумывание названия и девиза отряда, отрядной речевки).

Методы личностного развития организационно-адаптационного периода смены.

Формирование Совета справедливых.

Праздник, посвященный открытию смены.

Праздничная дискотека, посвященная открытию смены.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

Составление характеристики отряда.

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД СМЕНЫ «ВСЕ РЕШАЕМ СООБЩА»

4 день смены

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Коллективно-творческие дела

(презентация отрядов).

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Модульные проекты (интегрированные проекты для решения комплекса задач), (идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание).

Кружки/спортивные секции/клубы.

Игротека.

Час психолога.

Уличная игра на местности.

Работа с детским активом.

Деловая игра «Центр занятости».

Закаливающие процедуры.

Создание профильных групп (волонтерской, детской медиации, медиакоманды и др.)

Культурно-массовое мероприятие (игровая программа).

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

5 день смены

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Информационный час.

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия: День спортивных рекордов

Модульные проекты (духовно-нравственноевоспитание).

Кружки/спортивные секции/клубы.

Туристический поход/экскурсия.

Методы личностного развития основного периода смены.

 

Закаливающие процедуры.

Вечер музыки и поэзии.

Дискотека.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

6 день смены

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Разговор о важном (с участием социальных партнеров смены).

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Модульные проекты (эстетическое воспитание).

Кружки/спортивные секции/клубы.

Игротека.

Трудовая акция.

Работа с детским активом.

Спорплощадка.

Закаливающие процедуры.

Социометрическое исследование.

Интеллектуальные состязания.

Дискотека.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

7 день смены

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Республиканская акция «Шаг к успеху».

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.Заседание Совета справедливых.

 

Модульные проекты (воспитаниепсихологической культуры).

Кружки/спортивные секции/клубы.

Отрядная деятельность.

Закаливающие процедуры.

Методы личностного развития основного периода смены.

Операция «Мойдодыр» (смена постельного белья, банные процедуры, генеральная уборка в помещениях).

Кинофильм.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

8 день смены

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Коллективно-творческие дела.

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Модульные проекты (правовое воспитание, профилактика преступлений и правонарушений, воспитание информационной культуры, обеспечение информационной безопасности).

Воспитательное событие (центральное мероприятие смены).

Игротека.

Кружки/спортивные секции/клубы.

Турслет.

Закаливающие процедуры.

Родительское собрание в формате онлайн.

Конкурс ораторов.

Дискотека.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

9 день смены «Экватор»смены, или Проверка на прочность»

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Коллективно-творческие дела.

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Модульные проекты (взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями и объединениями).

Кружки/спортивные секции/клубы.

Экологическая акция.

Работа с детским активом (смена поручений, актива, замена ролей).

Подведение промежуточных итогов реализации организационно-игрового проекта.

Закаливающие процедуры.

Шоу-программа «Вожатые – детям».

Дискотека.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

10 день смены День самоуправления

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Модульные проекты (экономическое, трудовое и профессиональное воспитание).

Информационно-образовательный проект «ШАГ к успеху».

Кружки/спортивные секции/клубы.

Игротека.

Час врача.

Участие в республиканских мероприятиях.

Уличная игра на местности.

Закаливающие процедуры.

Шоу-программа «Мисс и мистер лагеря».

Дискотека.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

11 день смены

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Коллективно-творческие дела.

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Модульные проекты (семейное и гендерное воспитание, подготовка к семейной жизни).

Праздник именинников «С днем рождения!»

Творческий час «Готовим сюрпризы».

Кружки/спортивные секции/клубы.

Час психолога.

Работа с детским активом.

Заседание Совета справедливых.

Закаливающие процедуры.

Промежуточная диагностика временного детского объединения.

Культурно-массовое мероприятие (игровая программа).

Дискотека.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

12 день смены

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Информационный час.

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Модульные проекты (воспитание бережного отношения к окружающей среде и природопользованию).

Кружки/спортивные секции/клубы.

Туристический поход/экскурсия.

Игротека.

Дискуссионные площадки.

Закаливающие процедуры.

Работа с детским активом.

 

Фестиваль детского творчества.

Дискотека.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

13 день смены

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Коллективно-творческие дела.

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Модульные проекты (воспитание культуры безопасности жизнедеятельности).

Воспитательное событие (центральное мероприятие смены).

Кружки/спортивные секции/клубы.

Игротека.

Шоу-программа (с участием приглашенных артистов).

Закаливающие процедуры.

Социометрическое исследование.

Уличная креативная программа «Карнавал».

Дискотека.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

14 день смены

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Республиканская акция «Шаг к успеху».

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Модульные проекты (воспитание культуры быта и досуга)

Кружки/спортивные секции/клубы.

Отрядная деятельность.

Трудовая акция.

Операция «Мойдодыр» (смена постельного белья, банные процедуры, генеральная уборка в помещениях).

 

Творческий ринг «Взрослые и дети».

Дискотека.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

15 день смены День дублера

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Разговор о важном (с участием социальных партнеров смены).

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Модульные проекты (поликультурное воспитание).

Кружки/спортивные секции/клубы.

Участие в республиканских мероприятиях.

Экологическая акция.

Работа с детским активом.

Игротека.

Час врача.

Закаливающие процедуры.

Заседание Совета справедливых.

Фотографирование отрядов, успешных воспитанников для оформления Книги достижений смены.

Кинофильм.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД СМЕНЫ «ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД»

16 день смены

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Подведение итогов работы профильных групп.

Час психолога.

Итоговое мероприятие в рамках реализуемой программы смены.

Методика «Лестница успеха».

Закаливающие процедуры.

Подведение итогов реализации организационно-игрового проекта.

Диагностика «Необидные советы лагерю».

Методика «Напутствие следующей смене»

Дискотека.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

Самоаттестация отряда.

17 день смены

Утренняя зарядка/утренняя пробежка.

Утренняя коммуникация.

Методика «Бюллетень на каждый день».

Утренняя линейка, подъем Государственного флага Республики Беларусь, флага лагеря.

Оздоровительная прогулка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

 

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Праздник, посвященный закрытию смены.

Операция «Уют» (наведение порядка в комнатах, корпусе, территории лагеря).

Операция «Чемодан» (сборы личных вещей, подготовка к разъезду).

Работа с детским активом.

Итоговая диагностика временного детского объединения.

Прощальная дискотека.

Вечерняя коммуникация, выборы лидера дня среди воспитанников отряда.

Прощальный костер (общелагерный)

18 день смены

Разъезд

Каждое воспитательно-оздоровительное учреждение образования самостоятельно определяет

методы, формы воспитательной работы, педагогические технологии для использования в процессе

реализации содержания смены. Планирование может корректировать с учетом знаменательных и праздничных дат.

 

В профильной смене дополнительно планируется 12 часов занятий по профильной деятельности.

 

Родительский день в воспитательно-оздоровительном учреждении образования проводится в соответствии с планом работы на смену.

свернуть

Памятка «Как не отправить ребенка в несанкционированный лагерь, туристический поход»

 

ПАМЯТКА

Как не отправить ребенка в несанкционированный лагерь, туристический поход

Поездка ребенка в лагерь - это волнительное приключение и для родителей.

Уважаемые родители!

Помните, отправляя ребенка в оздоровительный лагерь, что до сих пор есть несанкционированные, (неразрешенные) лагеря, есть люди, которые невзирая ни на какие требования открывают летние оздоровительные лагеря и приглашают туда детей. Чтобы ни ошибиться с выбором лагеря, проверьте его. (Информацию можно найти на сайте Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения).

Наличие информации об оздоровительном лагере – гарантия того, что он проверен  всеми ответственными ведомствами, имеет необходимые документы,  в нем созданы необходимые условия для полноценного отдыха и безопасного пребывания детей.

Уважаемые родители! Помните, безопасность ваших детей во многом зависит от вас!

 

свернуть
2024
июнь
27 июня, четверг

Очередной день лагерной смены воспитанники палаточного лагеря «Следопыты» посвятили изучению природного богатства родного края.

подробнее...
26 июня, среда

В палаточном лагере «Следопыты» Лелюкинской средней школы Ивьевского района шестой день лагерной смены прошёл под девизом «Не пожалеть трудов, не полениться, - В цветок, в конце концов, колючка превратиться» и был посвящён Году качества.

подробнее...
25 июня, вторник

День прошёл под девизом «Литература и кино – друзья на век, друзья давно!».

подробнее...
24 июня, понедельник

Сегодня завершилось реализация модуля «Мы этой памяти верны».

подробнее...
23 июня, воскресенье

В лагере "Следопыты" продолжается реализация модуля "Мы этой памяти верны".

подробнее...
22 июня, суббота

День прошёл под девизом: «Поклон освободителю-народу, и память вечная погибшим на войне!».

подробнее...
21 июня, пятница

Пятнадцатый день в лагере прошёл под девизом "День сюрпризов".

подробнее...
21 июня, пятница

На базе Лелюкинской средней школы Ивьевского района широко распахнул свои двери уже ставший традиционный круглосуточный палаточный лагерь туристко-краеведческого профиля «Следопыты».

подробнее...
20 июня, четверг

Четырнадцатый день в лагере прошёл под девизом "Дзень беларускай мовы".

подробнее...
19 июня, среда

Тринадцатый день в лагере прошёл под девизом "День Памяти".

подробнее...
18 июня, вторник

Двенадцатый день в оздоровительном лагере прошёл под девизом "День интеллектуалов".

подробнее...
17 июня, понедельник

17 июня детей вновь встретил оздоровительный лагерь "Дружбаград". Одиннадцатый день смены прошёл под девизом "День улыбок".

подробнее...
14 июня, пятница

"День путешествий" - девиз десятого дня в лагере.

подробнее...
13 июня, четверг

Девятый день в лагере прошёл под девизом "День добрых дел".

подробнее...
12 июня, среда

Восьмой день в лагере прошёл под девизом "День профессий".

подробнее...
11 июня, вторник

Седьмой день в лагере прошёл под девизом "День Безопасности".

подробнее...
10 июня, понедельник

Шестой день смены в лагере прошёл под девизом "День заботы и чистоты".

подробнее...
7 июня, пятница

Пятый день прошёл под девизом "День малой родины".

подробнее...
6 июня, четверг

Четвертый день в лагере прошёл под девизом "День экологии".

подробнее...
5 июня, среда

Третий день лагерной смены прошёл под девизом "День дружбы".

подробнее...
4 июня, вторник

Лагерь «Дружбаград» - день второй

подробнее...
3 июня, понедельник

Первый день в лагере «Дружбаград»

подробнее...
поделиться в:

Интернет-ресурсы: