Данные методические рекомендации составлены на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также сложившейся педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.
I. Планирующая документация программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении
К планирующей документации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, относится план воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (п. 2.2 ст. 296 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
План работы является основным документом, определяющим содержание деятельности учреждения образования в течение смены.
План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, устанавливает цели, задачи, формы, методы работы и мероприятия по работе с детьми, нуждающимися в оздоровлении, разрабатывается в воспитательно-оздоровительном учреждении образования на основе программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и утверждается его руководителем (п.2 ст. 297 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
План работы воспитательно-оздоровительного учреждения образования – это программа действий всего педагогического коллектива.
План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (далее – план воспитательной работы), может иметь различную направленность в зависимости от потребностей и интересов воспитанников: план воспитательной работы профильной смены, план воспитательной работы тематической смены и др.
План воспитательной работы должен соответствовать следующим требованиям:
согласованность целей и содержания плана с нормативными, инструктивно-методическими документами, организационно-распорядительной документацией воспитательно-оздоровительного учреждения образования;
отражение важных событий в жизни государства и общества, направленность на решение социально значимых задач;
психолого-педагогическая обоснованность, системный характер дел и мероприятий;
разнообразие форм, методов воспитательной работы, их соответствие возрасту воспитанников;
учет особенностей, традиций и возможностей воспитательно-оздоровительного учреждения образования, его социального окружения;
должен предусматривать педагогически целесообразный отбор и равномерное по времени распределение мероприятий, необходимых для решения поставленных задач.
На основании плана воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, составляются:
план воспитательной работы отряда на смену (утверждается заместителем руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения образования по воспитательной работе (старшим воспитателем));
план работы отряда на день;
планы работы педагогических работников воспитательно-оздоровительного учреждения образования на смену: заместителя руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения образования по воспитательной работе, старшего воспитателя, педагога-организатора, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, педагога социального, инструктора по физической культуре и др. (в соответствии со штатным расписанием), утверждаются руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования.
II. Структура планирующей документации
Структура плана воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (плана воспитательной работы смены; плана воспитательной работы профильной смены; плана воспитательной работы тематической смены)
Раздел 1. Общие положения (обоснование приоритетных направлений, форм, методов воспитательной работы на смену, нормативное правовое обеспечение воспитательного процесса в течение смены).
Раздел 2. Целеполагание (цель воспитательной работы на смену, задачи, направленные на достижение цели, предполагаемые воспитательные результаты).
Раздел 3. План работы с воспитанниками по реализации поставленных задач.
В плане работы по реализации поставленных задач указываются формы работы и их названия, даты и время их проведения, место проведения, участники, ответственные исполнители.
План работы по реализации поставленных задач должен включать следующие направления;
3.1. работа по основным составляющим воспитания (ст. 17 Кодекса Республики Беларусь об образовании);
3.2. работа с детским активом оздоровительного лагеря, с членами ОО «БРПО», ОО «БРСМ»;
3.3. физкультурно-оздоровительная работа;
3.4. работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни и здоровья воспитанников;
3.5. работа с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, детьми, признанными нуждающимися в государственной защите (в случае необходимости);
3.6. психолого-педагогическое сопровождение смены;
3.7. иные направления работы в соответствии с требованиями органов управления образованием.
План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, может оформляться в текстовой, графической, а также текстово-графической формах (табл. 1).
|
|
|
|
|
Ответственные исполнители
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1
Приложением к плану воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, является циклограмма ежедневно проводимых организационно-воспитательных мероприятий.
При составлении плана воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, необходимо руководствоваться Рекомендациями по расчету примерного количества часов, используемых в оздоровительном лагере на организацию воспитательной работы(Приложение 3), Матрицей (план-сеткой)«Смена: день за днем» в воспитательно-оздоровительном учреждении образования (Приложение 4).
План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, составляется на смену, рассматривается на педагогическом совете воспитательно-оздоровительного учреждения образования, утверждается руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования.
План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, размещается на общедоступном информационном стенде.
Кроме плана воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, в воспитательно-оздоровительном учреждении образования должны быть составлены план методической работы с педагогическими кадрами, план работы с родителями (законными представителями) воспитанников, план осуществления контроля за эффективностью воспитательного и оздоровительного процессовна протяжении смены.
Структура плана воспитательной работы отряда на смену
План воспитательной работы отряда на смену – это программа деятельности воспитателя по созданию условий, содействующих воспитанию, развитию, оздоровлению и отдыху детей в воспитательно-оздоровительном учреждении образования.
В план воспитательной работы отряда на смену включаются отрядные и массовые мероприятия, работа по подготовке к ним, время и место проведения, ответственные воспитанники из числа отряда.
При подготовке план воспитательной работы отряда на смену необходимо учитывать следующие факторы:
специфику периода смены (организационно-адаптационный, основной, заключительный);
возрастные особенности воспитанников;
стадию формирования временного детского объединения;
количественное соотношение отрядных и общелагерных дел и мероприятий;
длительность проведения дел и мероприятий;
эмоциональную и физическую загруженность воспитанников в течение дня и смены в целом;
разнообразие и последовательное усложнение видов и форм деятельности;
направленность планируемых дел и мероприятий (социальную, педагогическую, психологическую и др.);
резервы свободного времени воспитанников.
План воспитательной работы отряда на смену должен содержать цель, задачи.
План воспитательной работы отряда на смену оформляется в форме матрицы (план-сетки). В план-сетке используется принцип деления дня на три основных временных периода: первая половина дня (утро) от подъема до 13.00; вторая половина дня (день) с 16:00 до 18:30; вечернее время (вечер) с 19:00 до 22:00 (табл. 2).
|
|
|
|
|
Ответственные исполнители
|
|
|
|
Время проведения, формы работы
|
|
|
|
|
|
Время проведения, формы работы
|
|
|
|
|
|
Время проведения, формы работы
|
|
|
|
|
|
Время проведения, формы работы
|
|
|
|
|
|
Время проведения, формы работы
|
|
|
|
|
|
Время проведения, формы работы
|
|
|
Таблица 2
План воспитательной работы отряда на смену разрабатывается воспитателем до начала смены на основе плана воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, утверждается заместителем руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения образования по воспитательной работе (старшим воспитателем).
После заезда детей план работы рассматривается и дополняется совместно с воспитанниками с учетом их предложений по проведению отрядных дел, мероприятий, игр и др. На основании составленного плана работы в отряде между воспитанниками распределяются поручения по подготовке и проведению запланированных дел и мероприятий.
Структура плана отряда на день
План отряда на день разрабатывается ежедневно с учетом плана воспитательной работы отряда на смену и режимных моментов.
Форма составления плана отряда на день и процедура его утверждения регламентируется в каждом воспитательно-оздоровительном учреждении образования самостоятельно.
План воспитательной работы отряда на смену и планы отряда на день фиксируются в педагогическом дневнике воспитателя, размещаются на информационном стенде в отрядном уголке. План отряда на день, размещаемый в отрядном уголке, может быть оформлен в творческой форме.
Воспитанники знакомятся с планом отряда на день во время утренней коммуникации, где организуется его обсуждение и дополнение с учетом поступающих рациональных предложений участников смены, а также распределяются поручения по выполнению составленного плана на день.
Структура планов работы педагогических работников воспитательно-оздоровительного учреждения образования на смену
Приложением к плану воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, являются планы работы на смену старшего воспитателя, педагога-организатора, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, педагога социального, инструктора по физической культуре и др.
Планы работы педагогических работников воспитательно-оздоровительного учреждения образования на смену предполагают следующие структурные компоненты:
цель и задачи деятельности;
ожидаемые результаты;
дата, время, формы и методы организации деятельности;
анализ деятельности (по итогам работы на протяжении смены).
Планы работы педагогических работников воспитательно-оздоровительного учреждения образования на смену утверждаются руководителем воспитательно-оздоровительного учреждения образования.
По итогам работы в смене заместителем руководителя воспитательно-оздоровительного учреждения образования (старшим воспитателем) оформляется рефлексивная папка, в которой размещается программно-планирующая документация смены, иные документы:
план воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении;
планы воспитательной работы отрядов на смену;
планы работы педагогических работников воспитательно-оздоровительного учреждения образования на смену;
аналитическая справка по итогам реализации программы смены;
результаты диагностики;
фотоматериалы, отражающие ход реализации программы смены;
лучшие детские работы, образцы рефлексивных методик и др.
Мы в соцсетях & RSS