Инновационный проект 2020-2023

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ 2020-2023

В государственном учреждении образования «Лелюкинская средняя школа Ивьевского района»» внедрался инновационный проект «Внедрение модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной среды».

Срок реализации инновационного проекта: 2020 – 2023 годы.

Консультанты проекта:

Смирнова Наталья Викторовна, заведующий кафедрой психологии государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат психологических наук, доцент

Овсянникова Оксана Петровна, педагог-психолог высшей категории управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»

Руководитель проекта:

Алещик Галина Иосифовна, директор государственного учреждения образования «Лелюкинская средняя школа Ивьевского района»

Проект реализуется совместно с государственным учреждением образования «Ивьевский социально-педагогический центр».

О проекте

«Именно хорошая среда является для организма

одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья».

А. Маслоу

Цель проекта: Создание психологически безопасной образовательной среды, обеспечивающей формирование доверительно-доброжелательных гуманных отношений и укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Безопасность – это состояние защищенности человека, общества, государства от внешних и внутренних угроз. Психологические угрозы носят скрытый характер, но оказывают огромное разрушительное влияние на эмоциональное состояние детей и подростков их обучение и дальнейшую социализацию в обществе.

Результаты опроса 5 тысяч несовершеннолетних показали, что каждый второй из опрошенных сталкивался с конфликтными ситуациями в школьной среде. Это доказывает, что проблема эта стоит очень остро, поэтому обеспечение психологической безопасности образовательной среды должно выступать одной из центральных задач психологического сопровождения в школе.

Своевременное прогнозирование и выявление типичных кризисных ситуаций, психологическая помощь и социально-педагогическая поддержка, оказанные подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать существующих трагедий.

Высокие требования от деятельности учащихся без предвзятого отношения, доброжелательная обстановка в классе, единые критерии оценки обучающихся, высокий уровень увлеченности в образовании и процессе обучения, участие родителей в процессе воспитания, способность пользоваться навыками социального взаимодействия, способствуют увеличению уровня безопасности образовательной среды.

Образовательное пространство в учреждениях образования и семье должно быть психологически комфортным, предоставляющим возможности для творческой деятельности, сотрудничества, свободы выбора, а каждый участник образовательного процесса должен владеть навыками диалога и стрессоустойчивости, понимания и принятия мнения другого человека, взаимопонимания и мира в любых ситуациях.

В ходе реализации проекта планируется получить следующие результаты:

  • повышение уровня психологической компетентности педагогических работников, учащихся и родителей в вопросах обеспечения психологической безопасности образовательной среды;
  • использование современных образовательных технологий, активных и интерактивных форм и методов в практической деятельности учителей, педагогов-психологов, педагогов социальных;
  • улучшение психологического климата в учреждении образования;
  • укрепление психологического здоровья обучающихся, педагогических работников;
  • способность и готовность участников образовательного процесса предупреждать и разрешать возникающие конфликтные ситуации, владеть способами доверительно-доброжелательных, гуманных межличностных взаимоотношений.

Описание модели

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели

Структурными компонентами модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной образовательной среды выступают целевой, содержательно-организационный, системно-деятельностный      и результативно-коррекционный этапы.

Целевой этап определен социальным заказом общества - обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательного процесса, а также повышение психологической культуры участников образовательного процесса. Блок представлен целью и задачами, которые планируется решить в процессе внедрения модели.

Деятельность по созданию психологически безопасной среды в учреждении образовании планируется через постоянное взаимодействие- партнерство  между социально-педагогическим центром и учреждением образования и целенаправленное повышение компетентности всех субъектов образовательного процесса.

К  организации  инновационной деятельности по созданию и сопровождению психологически безопасной образовательной среды  планируется использовать  инновационные подходы: системный, личностно ориентированный, деятельностный,  исследовательский, социокультурный, компетентностный, средовой и  др. При этом обязательна опора на классические научные  принципы: гуманизма, целостности, учета возрастных и личностных особенностей, преемственности, индивидуализации и дифференциации и др.

Содержательно-организационный этап раскрывает организационно-педагогические условия и компоненты системной работы по созданию условий для взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования в рамках своих компетенций.

Совокупность необходимых организационно-педагогических условий представляет собой:

  • мотивационную готовность специалистов к реализации модели; методическую подготовку специалистов;
  • наличие и умение выбрать необходимый диагностический инструментарий;
  • опыт проведения мониторинга, анализаи оценки результатов первичных, промежуточных и итоговых диагностических исследований;
  • опыт научно-методического и психологического сопровождения инновационной работы по всем направлениям;
  • психологическую поддержку педагогов, педагогов-психологов и педагогов социальных через практические рекомендации, супервизию и профилактику эмоционального выгорания;
  • заинтересованность педагогов в поддержании стабильного психологического здоровья, создании условий для развития самосознания и самосовершенствования.
  • составление банка диагностических методик и материалов из опыта работы.

Результативно-коррекционный этап реализации проекта предполагает проведение комплексной оценки результатов в соответствии с критериями, определение динамики показателей, степени достижения цели, наиболее эффективные приемы и методы работы, определение перспектив и  разработку рекомендаций для дальнейших действий.

 

свернуть

Критерии и показатели эффективности внедрения модели

Характер межличностных отношений всех субъектов образовательной среды:

  • эмоциональный комфорт взаимодействия на всех уровнях;
  • уважительное отношение к себе и к другим, к своему мнению и мнению других;
  • возможность высказывать свою точку зрения и готовность выслушать другую;
  • возможность обратиться за помощью и готовность оказать помощь другим;
  • возможность делать обоснованный выбор и нести за него ответственность;
  • принятие многообразия, непохожести и знаковости людей, их мнений, оценок и позиций;
  • способность рефлексировать и корректировать характер своих взаимоотношений с ровесниками и взрослыми;
  • способность правильно оценивать ситуацию и противостоять негативному влиянию, деструктивному поведению и насилию;
  • способность адаптироваться в новых ситуациях и грамотно вести себя в незнакомых компаниях

Уровень удовлетворенности средой отношениями  субъектов образовательного процесса к  условиям и особенностям образовательной среды:

  • снижение количества негативных оценок среды;
  • увеличение количества позитивных оценок образовательной среды УО и возможностей для развития.

 

Состояние психологического здоровья участников образовательного процесса:

  • заметное снижение деструктивных влияний оценки, непонимания и непринятия ровесниками и взрослыми на здоровье учащихся.

Уровень защищенности участников образовательного процесса  от психологического насилия:

  • снижение количественных показателей незащищенности от проявлений насилия и других видах негатива во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса и повышение количественных показателей защищенности от проявлений насилия.

Оценка  риска  буллинга:

 

повышение уровня культуры поведения и ответственности за выполнение принятых правил и норм поведения, повышение уровня

 

Наличие и степень выраженности эмоциональных нарушений  обучающихся персональной безопасности:

снижение дезадаптационных характеристик и степени неприспособленности учащихся вследствие стабилизации эмоциональных состояний, развитие необходимых навыков адаптации к социуму и среде.

Уровень эмоционального выгорания педагогов и специалистов СПЦ:

уменьшение интенсивности влияния факторов, провоцирующих развитие стадий эмоционального выгорания.

Уровень родительских компетенций в вопросах оказания эмоциональной поддержки и помощи детям, в том числе находящимся в кризисных состояниях:

  • способность родителей понять, принять и поддержать своего ребенка в любой жизненной ситуации;
  • способность предупреждать и грамотно разрешать простейшие конфликты с детьми в семье и в социуме;
  • способность оценить, предупредить или победить буллинг, эмоциональные нарушения и кризисные состояния у детей, защитить их от любых внутренних и внешних угроз;
  • способность создать и постоянно поддерживать высокий уровень доверительности детско-родительских отношений, комфорта и защищенности; высокий уровень стрессоустойчивости и навыков сохранения психического здоровья детей;

          непринятие насилия в любом виде и в любых условиях.

Уровень профессиональных компетенций взрослых  в вопросах формирования психологически безопасной образовательной среды:

Эффективное использование современных технологий управления развитием всех субъектов и компонентов образовательного процесса.

Уровень управленческих компетенций и управленческих решений

эффективное использование современных технологий управления развитием всех субъектов и компонентов образовательного процесса.

свернуть

Диагностический инструментарий для анализа эффективности

Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор И.А.Баева)

«Отношения со сверстниками» (анкета для детей по изучению буллинга) (K.RigbyT. Slee, адаптация Н.В. Кухтовой, А.И. Рык)

Карта наблюдений Л.Стотта (модификация:Е.В.Гурова, Н.В.Шляхта, Н.Н.Седова)

Методика «Диагностика эмоционального выгорания»(К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)

Самоанализ, наблюдение, внешняя экспертиза, анкетирование, методика выявления нравственных лидеров в детском коллективе

Проведение мероприятий: семинары, обучающие семинары, семинары-практикумы; рефлексия собственных умений и самооценка достижений

Наблюдение, самоанализ, рефлексивные заметки и отзывы после консультаций, тренингов, обучающих занятий, семинаров-практикумов.

Анализ результатов и материалов инновационной деятельности, наблюдения,

диагностические интервью

свернуть

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496с.
  2. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: дис... д-ра психол. наук: 19.00.07 / И.А. Баева. – СПб., 2002.
  3. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Баевой. М., 2009.
  4. Баева И.А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А.Баевой. СПб., 2007.
  5. Берталанфи, Л. Общая теория систем – обзор проблем и результатов // Системные исследования: ежегодник. – М.: Наука, 1969
  6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
  7. Гавриловец Н.В. Воспитание нравственной личности в школе / Под ред. Н.В. Гавриловец. – М., 2005.
  8. Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. №3.
  9. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников / В.Т. Кабуш Творческая педагогика, М., 2006.
  10. Король, А.Д. Педагогикадиалога : от методологии к методам обучения : моногр. / А.Д.Король. — Гродно: ГрГУ, 2015. — 195 с.
  11. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века. СПб., 1997.
  12. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А.Баевой. СПб., 2006.
  13. Орлов А.Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
  14. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир; пер. с англ. В. Новикова, М. Макарушкина. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
  15. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания / В.В. Чечет – Минск: Пачатковая школа, 2007. – С. 184 с.
  16. Эйдемиллер, Э. Системная семейная психотерапия / Э. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 2002.
  17. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию /  Янчук, В.А.; Изд-во: Мн.: АСАР, 2005 г.
  18. nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie- nauki/library/2013/06/25/psikhologicheskoe-zdorove-detey-v-shkole.
свернуть

Из опыта работы учреждения образования

По результатам работы педагогического коллектива в инновационной деятельности разработан электронный методический ресурс (https://revinskaya.netboard.me/n2icfq5yda2cw72/?link=mzF4X4J0-yGFXpLcL-NI23AWil), который содержит материалы из опыта учреждения образования в рамках реализации инновационного проекта:

коррекционно – развивающие программы по повышению психологической комфортности в школе для учащихся 1-4, 5-8, 9-11 классов ( с тренингами);

разработки воспитательных мероприятий с учащимися;

тренинги с учащимися, родителями и педагогами;

родительские собрания;

памятки, буклеты

программы акций милосердия и помощи пожилым людям, классные часы, уроки доброты, уроки безопасности по созданию безопасного образовательного процесса и сохранению психологического здоровья.

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: