Положение о родительском университете
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Родительский университет – особая форма сотрудничества педагогических работников с родителями (законными представителями) в рамках образовательного проекта, направленного на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей; система занятий и консультаций в рамках реализации программы Родительского университета.
1.2. Родительский университет создан и функционирует при ГУО «Гимназия №6 имени Ф.Э.Дзержинского г.Гродно».
1.3. Работа Родительского университета строится в соответствии с данным Положением.
1.4. В работе Родительского университета на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.
1.5. Для реализации проекта Родительский университет составляется план реализации на учебный год, который утверждается заместителем директора по воспитательной работе.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2.1. Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей (законных представителей), формирование ответственного, позитивного родительства.
2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:
сформировать ценностно-смысловые основы родительства; актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
сформировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
обеспечить целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждении образования.
- ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
3.1. Работа Родительского университета организуется с учетом образовательных запросов родителей и закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень - для родителей учащихся 1-4 классов – «Мой ребенок – младший школьник»,
II ступень - для родителей учащихся 5-9 классов – «Мой ребенок – подросток»,
III ступень - для родителей учащихся 10-11 классов – «Мой ребенок – старшеклассник».
3.2. Содержание работы Родительского университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.
3.3. Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта осуществляется через активные формы деятельности (практикум / семинар-практикум, лекция, беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия / дебаты, форум, вебинар, конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование и анализ ситуаций и др.)
3.4. При организации взаимодействия с законными представителями используются:
очные формы взаимодействия (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, форумы, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, обмен опытом работы и т.д.);
очно-дистанционные формы взаимодействия (вебинар, веб-форум, интернет-конференция, консультация в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., группы в соцсетях, блог, мессенджер и др.).
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
4.1. Родительский университет строит свою работу на принципах гуманизма, демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов родителей.
4.2. При работе Родительского университета следует учитывать:
гуманистический подход к организации сотрудничества на основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;
формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех участников образовательного процесса;
внимание и учет мнений законных представителей по различным вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива, учреждения образования в целом;
стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие родительского самоуправления;
творческий характер взаимодействия, использование метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.
4.3. Работу родительского университета организует заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, при необходимости привлекая ресурсы (кадровые и информационные) города, при тесном взаимодействии с родительским комитетом.
4.4. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
4.5. Занятия для законных представителей учащихся проводятся 1 раз в четверть (целесообразно использовать предпоследнюю или последнюю неделю четверти) в рамках классных родительских собраний в соответствии с темами программы.
- НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
5.1. Изучение запросов законных представителей учащихся, определение проблемного поля.
5.2. Образовательно-просветительская деятельность. Организация системы конкретных мер по просвещению семей в вопросах развития и воспитания детей.
5.3. Индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование.
5.4. Информационное сопровождение реализации проекта через обеспечение наполнения страниц «Родительский университет» на сайте учреждения образования актуальной, востребованной информацией, предусмотрев обратную связь с законными представителями обучающихся.
5.5. Обеспечение активного использования информационно-коммуникационных технологий с целью вовлечения максимального количества родителей в реализацию проекта.
5.6. Популяризация передового опыта семейного воспитания и активизация трансляции опыта работы с семьей и реализации проекта Родительский университет в средствах массовой информации, на телевидении и посредством сети Интернет.
5.7. Обеспечение использования инновационных форм и методов работы с законными представителями при реализации мероприятий проекта (калейдоскоп-хобби, тренинги, мастер-классы, направленные на обучение родителей совместному досугу с детьми).
5.8. Методическое обеспечение реализации проекта.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6.1. Повышение уровня педагогической культуры родителей;
6.2. Формирование у родителей осознанного отношения к родительству (понимание своей роли как отца (матери), своей роли как супруга в воспитании ребенка);
6.3. Повышение интереса родителей к самообразованию;
6.4. Удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах (в обучении, психологической помощи, психолого-педагогической поддержке и др.);
6.5. Развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
6.6. Активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
6.7. Охват занятиями проекта большинства родителей учащихся, в том числе, благодаря системе дистанционного обучения и др.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Осуществляется с помощью рефлексивной анкеты для участников проекта. Критериями оценки определены: полезность/бесполезность, интерес/ отсутствие интереса, уровень удовлетворения запроса.
Контроль осуществляется посредством рассмотрения вопросов проведения Родительского университета на педагогических советах, совещаниях при руководителе, методических объединениях классных руководителей, заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не реже 1 раза в год.
Мы в соцсетях & RSS