Маршрут выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей «Экскурсия к памятникам и захоронениям Великой отечественной войны»
Вид маршрута: пеший. Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст. Общее расстояние от ГУО «УПК Лелюкинский детский сад – средняя школа» до памятника воинам – землякам погибшим в годы Великой Отечественной войны в агрогородке Лелюки: 50 м. Продолжительность по времени: 30 минут (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).
По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована. Опасные участки по ходу маршрутов определены и зафиксированы на карте:
— переход проезжей части;
— переход перекрестка;
— движение вдоль близко расположенной проезжей части.
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту
- Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:
— Война! Война!
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.
Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
- Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
- Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить».
Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы). Вот и мы сейчас пришли на это святое, для всех жителей нашего агрогородка место.
Ход экскурсии
Обелиск был установлен в 1967 году. Уход за объектом осуществляют учащиеся Лелюкинского детского сада-средней школы. Ежегодно около памятника проходят митинги, приуроченные праздникам 9 Мая и 3 июля.
- Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
9 мая 2022 года Республика Беларусь отметит 77 лет Победы в Великой Отечественной войне. Для нашей страны дата 9 мая наполнена особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль…Невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнём и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. И наконец, весенним днём 9 мая 1945 года, советский солдат вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках страны радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!». С того памятного мая минули десятилетия. Выросли целые поколения. Для них Великая Отечественная война – далёкая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну никогда не позволят нам забыть этот героически-трагический период. Наш долг перед поколением победителей - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта. В разных уголках Беларуси, потерявшей в 1941-1945 годах каждого третьего жителя, созданы символичные мемориальные комплексы, установлены монументы, посвященные событиям самой трагической и кровопролитной войны на этой многострадальной земле. Сегодня в стране около 9 тысяч памятников и захоронений Великой Отечественной войны. Они входят в военно-исторические маршруты и экскурсии, но главное – являются святым местом почитания погибших, вечным напоминанием о том, как бесценен мир…
- Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).
- Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).
- Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.
После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.
Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).
Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.
Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место.
Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.
Желаем вам приятно провести время!
А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интереснее мы предлагаем Вам дополнительный материал с играми, стихами, загадками, упражнениями.
Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома
Игра на координацию движений «Солдат». На одной ноге постой-ка, Если ты солдатик стойкий. А потом постой на правой, Если ты солдатик бравый. А потом постой на левой, Если ты солдатик смелый.
Пальчиковая гимнастика «Солдаты». Мы солдаты, мы солдаты, Бодрым шагом мы идем. Пальцы бодро «маршируют» по столу. В нашу армию, ребята, Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх Просто так не попадешь. и покачивается влево-вправо. Нужно быть умелыми, Ладонь вверх, пальцы растопырены, Сильными и смелыми. сжимаются и разжимаются.
Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»
Пальцы эти — все бойцы Удалые молодцы. Два — больших и крепких малых.
И солдат в боях бывалых. Два — гвардейца- храбреца,
Два — сметливых молодца. Два—героя безымянных, Но в работе очень рьяных. Два мизинца — коротышки- Очень славные мальчишки! Один, два, три, четыре, пять –
Будем молодцов считать. Пальцы встали дружно в ряд. Десять крепеньких солдат. |
Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами. Сжимают и разжимают пальцы. Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.
Показывают указательные пальцы. Показывают средние пальцы.
Показывают безымянные пальцы.
Показывают мизинцы.
Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке. Сжимают и разжимают пальцы. Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их. Хлопают в ладоши. |
Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним дома
***
Спасибо Героям, спасибо Солдатам, Что мир подарили, тогда – в сорок пятом! Вы кровью и потом добыли Победу. Вы молоды были, сейчас – уже деды. Мы эту Победу – вовек не забудем! Пусть мирное солнце сияет всем людям! Пусть счастье и радость живут на планете! Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!
(Ольга Маслова)
***
Куда б ни шёл, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух, — Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг.
(Михаил Исаковский)
***
Пусть будет мир Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат И пулеметы не строчат, Чтоб жили люди, города… Мир нужен на земле всегда!
Н. Найденова
***
Я мечтаю стать солдатом Я мечтаю стать ребята Замечательным солдатом. Охранять свою страну, Маму — мамочку мою. Арсенал мой небольшой Танк военный заводной. Автомат, гранаты есть. Отдаю я папе честь!
Ирина Червякова
***
Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена. Их с утра зовёт дорога На торжественный парад. И задумчиво с порога Вслед им бабушки глядят.
(Тимофей Белозеров)
***
Клятва мальчиша Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть? Я хочу солдатом в армии служить! Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать; Сильным, ловким, смелым мне придется стать. Я свою Отчизну от лихих врагов, Не жалея жизни, защищать готов! Если станет серым небо над страной, Окажусь я первым на передовой. Мне бы только надо вырасти скорей, Чтобы стать солдатом армии своей!
Анна Штро
Примерные задания после завершения прогулки:
- Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
- Сделайте вместе с ребенком поделку танка (можно использовать губки для мытья посуды).
Мы в соцсетях & RSS