Маршрут выходного дня

Маршрут выходного дня для детей дошкольного возраста и их  родителей  «Экскурсия к памятникам и захоронениям Великой отечественной войны»

Вид маршрута: пеший.       Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст. Общее расстояние от ГУО «УПК Лелюкинский детский сад – средняя школа»  до памятника воинам – землякам погибшим в годы Великой Отечественной войны в агрогородке Лелюки: 50 м.  Продолжительность по времени: 30 минут (в зависимости от интереса   ребёнка и степени самочувствия).   

По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.  Опасные участки по ходу маршрутов определены и зафиксированы на карте:
— переход проезжей части;
— переход перекрестка;      
— движение вдоль близко расположенной проезжей части.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

  • Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

  • Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
  • Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить».

Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы). Вот и мы сейчас пришли на это святое, для всех жителей нашего агрогородка место.

Ход экскурсии

Обелиск был установлен в 1967 году. Уход за объектом осуществляют учащиеся Лелюкинского детского сада-средней школы. Ежегодно около памятника проходят митинги, приуроченные праздникам 9 Мая и 3 июля.

  • Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

     9 мая 2022 года Республика Беларусь отметит 77 лет Победы в Великой Отечественной войне.             Для нашей страны дата 9 мая наполнена особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль…Невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнём и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.  И наконец, весенним днём 9 мая 1945 года, советский солдат вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках страны радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!». С того памятного мая минули десятилетия. Выросли целые поколения. Для них Великая Отечественная война – далёкая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну никогда не позволят нам забыть этот героически-трагический период. Наш долг перед поколением победителей - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта. В разных уголках Беларуси, потерявшей в 1941-1945 годах каждого третьего жителя, созданы символичные мемориальные комплексы, установлены монументы, посвященные событиям самой трагической и кровопролитной войны на этой многострадальной земле. Сегодня в стране около 9 тысяч памятников и захоронений Великой Отечественной войны. Они входят в военно-исторические маршруты и экскурсии, но главное – являются святым местом почитания погибших, вечным напоминанием о том, как бесценен мир…

  • Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).
  • Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).
  • Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.

После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.

Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).

Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интереснее мы предлагаем Вам дополнительный материал с играми, стихами, загадками, упражнениями. 

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома

Игра на координацию движений «Солдат».             На одной ноге постой-ка,     Если ты солдатик стойкий.   А потом постой на правой,  Если ты солдатик бравый.    А потом постой на левой,     Если ты солдатик смелый. 

Пальчиковая гимнастика «Солдаты».    Мы солдаты, мы солдаты,    Бодрым шагом мы идем.      Пальцы бодро «маршируют» по столу.          В нашу армию, ребята,         Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх  Просто так не попадешь.      и покачивается влево-вправо.       Нужно быть умелыми,           Ладонь вверх, пальцы растопырены,     Сильными и смелыми.           сжимаются и разжимаются.

   Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»

Пальцы эти — все бойцы

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых.

 

И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца- храбреца,

 

Два — сметливых молодца.              Два—героя безымянных,

Но в работе очень рьяных.               Два мизинца — коротышки-  Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять –

 

Будем молодцов считать.

Пальцы встали дружно в ряд.

Десять крепеньких солдат.

Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Сжимают и разжимают пальцы.

Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.

 

Показывают указательные пальцы.

Показывают средние пальцы.

 

Показывают безымянные пальцы.

 

Показывают мизинцы.

 

Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке.

Сжимают и разжимают пальцы.

Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.

Хлопают в ладоши.

Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним дома

***

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,     Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!     Вы кровью и потом добыли Победу.     Вы молоды были, сейчас – уже деды.    Мы эту Победу – вовек не забудем!       Пусть мирное солнце сияет всем людям!         Пусть счастье и радость живут на планете!                                                                                                                                                                     Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!

(Ольга Маслова)

***

Куда б ни шёл, ни ехал ты,  Но здесь остановись,   Могиле этой дорогой  Всем сердцем поклонись.     Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,       Учёный иль пастух, —          Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг.    И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог:         Себя в бою не пожалел,        А Родину сберёг.

(Михаил Исаковский)

 ***

Пусть будет мир Пусть небо будет голубым,  Пусть в небе не клубится дым,      Пусть пушки грозные молчат       И пулеметы не строчат,        Чтоб жили люди, города…  Мир нужен на земле всегда!

 Н. Найденова

 ***

Я мечтаю стать солдатом     Я мечтаю стать ребята Замечательным солдатом.    Охранять свою страну,         Маму — мамочку мою.        Арсенал мой небольшой      Танк военный заводной.       Автомат, гранаты есть.                  Отдаю я папе честь!

Ирина Червякова

***

Майский праздник —  День Победы      Отмечает вся страна.   Надевают наши деды  Боевые ордена.   Их с утра зовёт дорога         На торжественный парад.    И задумчиво с порога Вслед им бабушки глядят.

(Тимофей Белозеров)

 ***

Клятва мальчиша        Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть?       Я хочу солдатом в армии служить!        Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать;  Сильным, ловким, смелым мне придется стать.       Я свою Отчизну от лихих врагов, Не жалея жизни, защищать готов!          Если станет серым небо над страной,     Окажусь я первым на передовой.  Мне бы только надо вырасти скорей,    Чтобы стать солдатом армии своей!

Анна Штро

Примерные задания после завершения прогулки:

  • Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
  • Сделайте вместе с ребенком поделку танка (можно использовать губки для мытья посуды).
поделиться в:

Интернет-ресурсы: